Google и Universal ведут переговоры о создании инструмента искусственного интеллекта для генерации музыки (включая воспроизведение голосов артистов)

Google и Universal ведут переговоры о создании инструмента искусственного интеллекта для генерации музыки (включая воспроизведение голосов артистов)
  • 12.08.23
  • 0
  • 9565
  • фон:

Искусственный интеллект постепенно проникает в музыкальную индустрию, меняя традиционные творческие парадигмы. Объявление о возможном партнерстве между технологическим гигантом Google и музыкальным гигантом Universal Music Group стало важной вехой. Их сотрудничество направлено на слияние технологий и музыкального творчества, предлагая инструмент для создания композиций на основе искусственного интеллекта, способный создавать не только инструментальную, но и вокальную партию путем воспроизведения/копирования голосов исполнителей. Такой подход поднимает важнейшие вопросы авторского права и самой природы творчества, подчеркивая потенциал и проблемы художественного сосуществования человека и машины.

Искусственный интеллект с его разнообразными приложениями пересматривает многие отрасли, в том числе и музыкальную индустрию. Перед лицом этой трансформации возникают вопросы об интеллектуальной собственности и этике музыкального творчества. В то время как одни исполнители видят в искусственном интеллекте новую форму самовыражения, другие обеспокоены юридическими и моральными последствиями его использования.

Так, Google и Universal Music Group (UMG) ведут переговоры о лицензировании голосов и мелодий артистов с целью создания музыки, генерируемой искусственным интеллектом. Это сотрудничество предполагает разработку инструмента, позволяющего поклонникам создавать песни, сгенерированные искусственным интеллектом, с выплатой вознаграждения соответствующим правообладателям.

Технология "глубокой подделки" в центре дискуссии

Под музыкальной "подделкой" понимается созданная искусственным интеллектом песня или музыкальное произведение, имитирующее голос и стиль реального исполнителя. Используя современные алгоритмы, искусственный интеллект может "изучить" манеру пения артиста, его тембр голоса, каденцию и даже интонации, а затем создать песню, которая будет звучать так, как будто ее исполняет именно этот артист.

TikTok, платформа для обмена короткими видеороликами, стала основным местом распространения таких музыкальных подделок. Творческие пользователи-технофилы выкладывают треки, которые, хотя и генерируются искусственным интеллектом, по звучанию удивительно похожи на песни известных исполнителей. Такие треки быстро становятся вирусными и за короткое время набирают миллионы просмотров.

Ярким примером такой тенденции является песня, в которой, как оказалось, сочетаются голоса двух известных исполнителей - Drake и The Weeknd. Несмотря на то, что песня получила широкое распространение и понравилась многим поклонникам, она была создана без согласия этих исполнителей. Компания Universal Music, владеющая правами на нескольких исполнителей, включая Drake и The Weeknd, оперативно отреагировала на ситуацию, удалив песню с платформ потокового вещания, назвав ее "контентом, созданным искусственным интеллектом и нарушающим авторские права".

Артисты сталкиваются с музыкой, созданной искусственным интеллектом: между скептицизмом и одобрением

Drake выразил свое недовольство. В частности, он назвал сгенерированную ИИ запись его рэпа на трек Ice Spice "последней каплей", сообщает The Guardian. Такая реакция показывает, что даже самые известные артисты могут чувствовать себя уязвимыми перед лицом этой технологии.

Живая музыкальная легенда Пол Маккартни удивил многих поклонников, объявив об использовании ИИ для создания новой песни группы "Битлз". ИИ был использован для "извлечения" голоса Джона Леннона из старой демозаписи, чтобы создать то, что называют "последней записью Битлз". Эти шаги показывают, что некоторые артисты рассматривают ИИ не как угрозу, а как возможность сотрудничества, сохранения и возрождения музыкального наследия.

Правовые и этические проблемы, связанные с музыкой, созданной искусственным интеллектом

Музыка, как и все виды искусства, защищена авторским правом. Это позволяет авторам получать вознаграждение за свою работу и контролировать ее использование. Однако появление музыки, созданной искусственным интеллектом, поднимает новые вопросы: кому принадлежат права на песню, созданную машиной? Это человек, который обучил ИИ, организация, владеющая ИИ, или никто?

Рози Бербидж, эксперт по интеллектуальной собственности компании Gunnercooke LLP, затронула этот сложный вопрос в статье в Guardian. Она указывает, что если музыка создается искусственным интеллектом на основе произведений, защищенных авторским правом, это может быть нарушением этих прав.

Бюро по авторским правам США, которое занимается регистрацией авторских прав в США, разъяснило свою позицию по этому вопросу. Оно сообщило Forbes, что авторские права будут предоставляться только на произведения, "созданные человеком". Это означает, что, согласно действующему законодательству, песня, полностью созданная искусственным интеллектом, не может быть защищена авторским правом. Такая позиция вызывает дополнительные вопросы, в том числе о том, как артисты и продюсеры могут защитить и монетизировать музыку, созданную искусственным интеллектом.

Universal Music предприняла активные шаги по защите своих артистов и их произведений. Лейбл обратился к стриминговым платформам с просьбой не допускать алгоритмы искусственного интеллекта к своему контенту. Блокируя такой доступ, группа стремится предотвратить несанкционированное создание треков, которые могут имитировать или воспроизводить элементы песен, защищенных авторским правом.

На самом деле для того, чтобы партнерство с Google стало возможным, необходимо подписать лицензионные соглашения. Эти соглашения обеспечат артистам и UMG надлежащее вознаграждение за использование их голосов и мелодий. Кроме того, это обеспечит соблюдение авторских прав и этичность использования музыки, созданной искусственным интеллектом, в соответствии с нормативными требованиями. Это подчеркивает необходимость того, чтобы все участники музыкальной индустрии придерживались аналогичного подхода.

Источник